Главная сайта Ответ.ru | Главная ответов на все вопросы | Сборник ответов номер 5 | Риторика для детей


Риторика для детей


В настоящее время, когда все вокруг нас существует в формате презентации, когда любое событие существует лишь для того, чтобы рассказать о себе миру, нет необходимости объяснять, зачем нужно ораторское искусство. Каждый человек сталкивается с риторикой не только тогда, когда создает законченное выступление, но и всякий раз, когда что-либо пишет и говорит, пусть даже пишет письмо другу и разговаривает всего лишь с родными. Но если с друзьями и родными можно ошибиться в структуре, в средствах словесного выражения, в аргументации, то ошибиться во всем этом на работе может дорого стоить.

Риторика стала нормой жизни, изучение риторики стало нормой. До такой степени, что ее даже вводят в школьную программу. Детская риторика - риторика, адаптированная для детей, призванная предложить школьникам то же самое, что и взрослым, но в более облегченном виде. Или нет?

Риторика сама по себе является средством управления людьми с помощью звучащего или написанного слова. То есть для того, чтобы овладеть ораторским искусством, нужно уже в достаточной степени владеть своим словом. Риторика учит использовать речь в качестве инструмента, а это значит, что инструмент у человека уже должен быть. Но есть ли речь у детей? Они, конечно, умеют говорить, но, прямо скажем, до девятого класса в своей речи ориентируются посредственно. Следовательно, где-то до пятнадцати-шестнадцати лет ребенку лучше изучать ораторское искусство только с точки зрения языка, а не логических и психологических структур.

Если взять учебники риторики для школьников, то можно заметить, что почти все упражнения в них служат для развития именно речи. Это не потому, что составители учебников не знают собственно риторики, а потому, что в этом возрасте риторику давать сложно. Можно, но скорее в индивидуальных занятиях, при тесном контакте с учеником, при знании его сильных и особенно слабых качеств. То есть риторика для школьников до девятого класса - это всегда педагогическое творчество, а не методика, подходящая для каждого и для любого случая.

Однако в современных школьных учебниках по риторике есть одно загадочное свойство. Дело в том, что даже для учеников старших классов эти учебники никакую риторику не предлагают. Как занимались развитием речи, так и продолжают, как будто нет в ораторском искусстве теории аргументации, теории построения высказывания, теории монологи и диалога, способов анализа аудитории и оратора, всего того, что и составляет риторику.

Вот почему можно стерпеть тот уровень, на котором в наших общеобразовательных школах преподают ораторское искусство до восьмого класса, и вот почему с класса девятого нужно искать что-то более серьезное. Благо сейчас есть и школы риторики, и популярные учебники, и переизданные классические академические монографии, ораторское искусство преподают в формате длительных курсов и однодневных тренингов, есть уроки риторики онлайн, есть преподаватели, выезжающие на дом.

Во всем этом многообразии можно найти что-нибудь подходящее, лишь бы это была риторика, а не просто работа со словом.